Неужели они все одинаковые, да еще и беспроблемные? Чтобы в этом разобраться, мы приобрели в московских магазинах шестнадцать комплектов проводов для карбюраторных «самар».

Забегая вперед, отметим – эта экспертиза по сложности и объему работ переплюнула даже свечи зажигания!

КУСОК МЕДИ?

Требования среднего потребителя к высоковольтным проводам просты – пусть, мол, исправно проводят ток и не вздумают отваливаться сами по себе. Идеалом же может служить эдакий толстенный медный провод с нулевым сопротивлением – вот и вся наука…

Специалист солидно кивнет: дескать, все правильно, но… Сопротивление проводов не должно равняться нулю – в противном случае уровень помех от систем зажигания станет таким, что даже летающие тарелки заглохнут. Да, разряд станет послабее, но с этим приходится мириться. Еще нельзя забывать, что провода должны быть «всепогодными» – жалобы на русский мороз и подкапотное пекло не рассматриваются. И, конечно же, параметры проводов из одного комплекта должны быть максимально близкими – это понятно.

Экспертизу проводов разбили на две части – безмоторную и моторную. После визуального осмотра оценили длину проводов и их сопротивление, затем определили усилие срыва провода со свечи, а потом отправили всех в холодильник. Что касается моторных испытаний, то с каждым комплектом, установленным на двигатель, проводили замеры мощности, расхода топлива и токсичности отработавших газов. А итоговый показатель качества определили по балльной системе. При каждом испытании результат лучшего комплекта приравнивался к 5 баллам, а худшего – к нулю, остальные расположились посередке.

ПРОЦЕНТЫ, ДЖОУЛИ И УТЕЧКИ

Влияние проводов на жизнь двигателя сказывается, естественно, через энергетику разряда – больше просто негде. Но какая часть этого разряда доходит до электродов свечи? Сначала мешают зазоры в контактах крышки распределителя зажигания, затем что-то украдут протечки через изоляцию провода. Видели, как во влажную погоду в темноте вокруг проводов носятся сполохи электрических разрядов? Это и есть те самые утечки, ворующие джоули у свечей. Потом снова зазор в контакте провода и наконечника свечи. И чем хуже провод, тем больше эти потери.

Чем это грозит? Во-первых, уменьшается скорость сгорания, отсюда и прожорливость, и тупость мотора, и «невкусный» токсичный выхлоп. Во-вторых, момент начала сгорания сдвигается в сторону позднего зажигания. Ведь для того, чтобы разряд проскочил через зазор свечи, требуется еще некоторое время – под воздействием высокого напряжения изначально непроводящий электричество воздух с парами топлива должен ионизироваться. И чем ниже напряжение на электродах, тем сильнее растет задержка воспламенения. Пусть речь идет о миллисекундах, но на высоких оборотах они преобразуются в реальные градусы угла поворота коленчатого вала.

И еще один момент. Почти все наши «подследственные» провода имеют распределенное сопротивление. Причем, в зависимости от длины, сопротивление линий зажигания первого и, скажем, четвертого цилиндров могло отличаться чуть ли не в два раза!

Насколько велико влияние проводов на работу мотора – идет ли речь о «ловле блох» или же о реальном различии в процентах, граммах и ваттах? Именно это мы и хотим выяснить.

ИТАК?

Длина центральных проводов у всех комплектов практически одинакова. А вот остальные отличаются довольно сильно: к примеру, самые коротенькие – у «вазовских» и JanMor. У их владельцев могут возникать проблемы при надевании проводов, возможны их «переломы». Самые длинные провода – у комплекта ХОРС (особенно первого и второго цилиндров). Кроме удобства монтажа, это обеспечивает определенное выравнивание сопротивлений по линиям зажигания всех свечей.

Самое низкое распределенное сопротивление – у комплекта SenTech (оно не превышает 0,5 кОм). У B-Tech оно составляет свыше 10 кОм. Наилучшие же показатели по равномерности линейного сопротивления – у комплектов SenTech, Champion и Tesla (разброс 3–4%) , наихудшие – у Wego, Ween, JanMor и Master Sport (20–33%).

При оценке усилия срыва провода со свечи оценивали «работу» как наконечника, так и колпачка, надетого до максимально возможного уровня. В выигрыше, естественно, оказались изделия с подпружиненными наконечниками – Champion, NGK, Tesla, ХОРС. Что касается заведомых аутсайдеров, то из «вазовских» наконечников свечи вываливаются даже под действием собственного веса! Пассатижи в руки – и вперед?

При охлаждении «вазовский» комплект полностью потерял работоспособность, наконечники и провода утратили эластичность, их монтаж и демонтаж стали практически невозможны.

Единственный удачный «номер» этих проводов наметился на моторных испытаниях. Однако резисторные свечи, испытания на пониженном напряжении питания, а затем и проверка на прекращение искрообразования вновь отшвырнули их в конец таблицы – сказались большие потери в контактах наконечников. Лучшими же стали Champion, NGK, SenTech и ХОРС.

По части электромагнитных излучений впереди оказались NGK, «Цезарь» и SenTech. Справедливости ради заметим, что абсолютный лидер экспертизы Champion в этой номинации, мягко говоря, не блистал.

Что касается роста мощности, улучшения экономичности и снижения токсичности, то худшие и лучшие комплекты проводов обнаружили разницу по мощности и расходу топлива примерно до 3–5%, а по токсичности – до 8–10%! Что, собственно, и требовалось доказать… Для любопытных приводим в таблице данные по количественному изменению мощности и экономичности двигателя при замене одного комплекта проводов на другой. В то же время все комплекты проводов, в общем-то, работоспособны: основные различия будут проявляться в осложненных условиях – зимой, в дождливую погоду, при севшем аккумуляторе и т.п.

ТАК ГДЕ ЖЕ ОТВЕТ?

Так какие же провода мы рекомендуем своим читателям? Если любить свою машину хотя бы чуть выше среднего, то выбирать лучше хотя бы из первой дюжины проводов. Коли деньги не имеют решающего голоса, то берите «Чемпион», захотите «поддержать своих» – обратите внимание на ХОРС. Желаете сэкономить – довольствуйтесь бельгийским Ween, но не подходите к нему с «чемпионскими» мерками.

Выбрали? Тогда – удачного пути вам и вашей системе зажигания по «Тропе грома»…

С РЕЗИСТОРАМИ ИЛИ БЕЗ?

При испытаниях использовались два типа свечей – с резисторами и без них. Заметим при этом: НИ ОДИН производитель проводов не указывает, какие свечи считает для себя предпочтительными – с резисторами или без них. Точно так же и свечных дел мастера умалчивают, какие дополнительные сопротивления в цепи проводов им больше по душе. Впечатление, что производители этих важнейших компонентов в детстве поссорились в песочнице и с тех пор не разговаривают друг с другом. Это касается даже тех фирм, которые одновременно производят и то, и другое! С учетом этого моторные испытания проводились с двумя вариантами свечей – А17ДВМ и А17ДВРМ: на все случаи жизни. Исключение составили замеры магнитного и электрического полей – тут использовали безрезисторные свечи, а также испытания при пониженном питании – здесь, напротив, участвовали свечи с сопротивлениями. Причины понятны – в обоих случаях моделировались заведомо худшие условия эксплуатации. Для исключения фактора случайности резисторные свечи выбирали с пристрастием – сопротивление каждой из них равно 3,1 кОм.

И еще раз вспомним про свечи со встроенными резисторами. Если используете их в паре с высокоомными проводами, в ряде случаев могут возникнуть проблемы. Скажем, если взять провода
B-Tech с сопротивлениями от 10 до 16 кОм, а к ним «добавить» свечи Champion RN9YCC с сопротивлениями свыше 60 кОм, то в сумме уже получается довольно много. Так что на некоторых режимах такой мотор имеет право и покапризничать.


УСРЕДНЕННЫЙ МОТОРНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Как его рассчитывают? Для всех комплектов проводов в идентичных условиях измеряют мощность, экономичность и токсичность. Затем высчитывают среднее улучшение каждого из этих параметров по отношению к тому комплекту, который в этой номинации оказался худшим. К примеру, для проводов «Чемпион» с резисторными свечами прирост мощности по отношению к «вазовскому» комплекту составил 2,75%, а расход топлива снизился на 3,34%. Аналогично фиксируют изменение уровня токсичности – к примеру, уровень СО упал на 16,53%, СН – на 12,55% и т.п. Каждый из этих показателей множится на свой весовой коэффициент – в сумме получают моторный показатель, равный 3,10%, и показатель токсичности – 10,23%. Наконец, эти показатели также суммируют с учетом своих весовых коэффициентов – 0,7 и 0,3 соответственно: итоговая оценка равна 3,10х0,7+10,23х0,3=5,24. Поскольку это – лучший результат в данной номинации, в итоговую таблицу занесен высший балл – 5,0.


Худшие и лучшие коплекты проводов обнаружили разницу по мощности и расходу топлива примерно в 3-5%, а по токсичности - до 8-10%!